top of page
Фото автораNadia JaGer

Неосимфония-посвящение "Знамя мира, или Битва при Ангияри" Тиграна Джагера раскрыла тему загадочного полотна Леонардо да Винчи и защиты культурных ценностей на выставке в усадьбе Воронцово в Москве

Новое произведение композитора Тиграна Джагера под рабочим названием "Знамя мира, или Битва при Ангияри" прозвучало на открытии экспозиции "Божьей милостью Инженер". Мероприятие состоялось 29 июня в Западном флигеле (доме 6) "Воронцовского парка" Департамента культуры Москвы.  


Выставка затронула тематику изобретений Леонардо да Винчи и показала уникальный творческий подход ко всему, к чему прикасался гений: от чертежей различных устройств до художественных полотен. Современный композитор Тигран Джагер, чьи работы звучат на российских фестивалях и выставках о Леонардо да Винчи и других гениях мира, также стал участником этого события. Его композиция "Знамя Мира, или Битва при Ангияри" сопровождала презентацию цифровой реконструкции самой таинственной росписи Леонардо да Винчи "Битва при Ангиари".


"Неосимфония с элементами симфо-рока "Знамя Мира, или Битва при Ангияри" посвящена всем гениям и высшим идеям человечества. Это композиция многозначного смысла: она носит в себе как принципы символа-флага и знаменитого пакта Николая Рериха "Pax per Cultura" ("Мир через Культуру"), так и саму концепцию защиты по всему миру культурных и научных ценностей. Неосимфония стала еще одним трибьютом философу Николаю Рериху, наряду с ранее вышедшей композицией "Матерь Мира". Тематика музыкального произведения "Битва при Ангияри" затронула также историю создания и таинственного "исчезновения" одноименного полотна Леонардо да Винчи", — рассказал об идее своего сочинения Тигран Джагер.


Премьера композиции "Знамя Мира, или Битва при Ангияри" Тиграна Джагера на выставке "Божьей милостью Инженер", 29 июня 2024 года.


Композитору удалось раскрыть тему необычной росписи Леонардо и создать подходящую атмосферу с помощью неосимфонии собственного сочинения. Экспозиция представлена до 19 августа, и все это время серия неоклассических работ Тиграна Джагера будет звучать в пространстве выставки, создавая эффект иммерсивности, прежде всего, в комнате с "зеркальной камерой" — необычным изобретением европейского гения, предназначение которого до сих пор остается загадкой.


ТАЙНА РОСПИСИ ЛЕОНАРДО


Автор экспозиции "Божьей милостью Инженер", известный историк техники, директор Международного института новых образовательных технологий (МИНОТ) РГГУ Сергей Кувшинов отметил, что ключевым объектом выставки в усадьбе стала цифровая реконструкция росписи Леонардо да Винчи "Битва при Ангиари", которая долгие годы считалась незаконченной и утерянной, но предположительно сохранилась под фреской "Битва при Марчиано" Джорджо Вазари и известна благодаря копии Рубенса, сделанной с эскизов гения.

Копия росписи Леонардо да Винчи "Битва при Ангияри"


"Битва при Ангиари" задумывалась художником как самое монументальное произведение из всех, когда-либо созданных Леонардо, оно должно было украсить Зал пятисот во флорентийском Палаццо Веккьо (Италия). Размер законченной фрески должен был быть в три раза больше "Тайной вечери" в миланском соборе Санта-Мария-делле-Грацие. К 1505 г. Леонардо подготовил большой картон с наброском и приступил непосредственно к росписи, начав с создания центральной части фрески, известной как "Битва за знамя". Джоржо Вазари в своих "Жизнеописаниях" рассказывал, что впоследствии Леонардо бросил работу из-за того, что во время росписи стен зала маслом, слишком грубая смесь начала стекать, а задуманное творение стало портиться. В итоге мастер уехал в Милан, оставив на 50 лет Зал пятисот, место заседания Большого народного совета Флоренции, с незаконченной и при этом быстро портящейся фреской. Только в 1555 г. Джорджо Вазари на месте незавершенной росписи Леонардо создал свою, законченную "Битву при Марчиано". Есть гипотеза, что Вазари слишком восхищался Леонардо и никогда бы не позволил уничтожить творение гения, а потому спрятал его за своей фреской. Исследователи нашли в работе Вазари намекающую надпись “Cerca trova” ("Ищущий находит"), при этом провели ультразвуковой анализ и пришли к выводу, что фрагмент незаконченной росписи Леонардо, действительно, скрыт за фреской Вазари. К сожалению, чтобы увидеть одну, необходимо разрушить другую, что запретило делать министерство культуры Италии.


О ВЫСТАВКЕ "БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ ИНЖЕНЕР"


Данная экспозиция - это первый подобный опыт "Усадьбы Воронцово" по обращению к теме Леонардо да Винчи.


Основателям выставки принадлежит идея познакомить посетителей с сокровенными сторонами инженерной мысли европейского гения. Открытие мероприятия ознаменовалось презентацией насыщенной программы: экскурсии от авторов композиции, музыкальных премьер-трибьютов, инновационных плейбэк-театров.


Данное событие освещали представители СМИ. Например, телеканал "Москва 24" вел прямой репортаж с выставки.



Автором экспозиции выступил сотрудник Международного института новых образовательных технологий (МИНОТ) РГГУ Сергей Кувшинов. При этом темой Леонардо да Винчи сам институт занимается уже несколько лет: в стенах РГГУ работает постоянная выставка "3Da Vinci", по оценке Сергея Кувшинова, "крупнейшая на постсоветском пространстве". Экспозиция посвящена мастеру, который стал квинтэссенцией и символом гениальности как таковой во всем мире.

Многочисленные представленные в РГГУ и часто экспонируемые на различных крупных музейных площадках Москвы и Подмосковья предметы созданы по эскизам Леонардо да Винчи с помощью цифрового прототипирования и 3D-печати.



Технология дополненной реальности и мобильное приложение "3Da Vinci" позволяют рассмотреть в движении анимированные изобретения гениального мастера. Экспонаты можно воспринимать тактильно благодаря тому, что они выполнены с применением объемных и рельефно-графических технологий. Модели машин и механизмов, постоянно пополняемые новыми решениями, были продемонстрированы и в усадьбе Воронцово. 




КАРТИНЫ, ПОСТЕРЫ И ПЛЕЙБЭК-ТЕАТР


На выставке представилась также возможность осмотреть серию картин, посвященных итальянским городам, где жил и работал Леонардо да Винчи, галерею постеров с эффектом анимации через онлайн-приложение художников-плакатистов, посвященную гению Возрождения. Желающие смогли сделать "селфи" в этой таинственной конструкции Леонардо.




Завершил программу плейбэк-театр "Артментальность", благодаря которому посетители "прожили" образы и гениальные послания Леонардо да Винчи. Автор проекта, педагог, психолог Мартынова Наталья вместе с другими импровизаторами — актерами и музыкантом — вовлекла зрителей в интерактивный театр, занимающий свое место между психологией, общественной жизнью и искусством. Такое пространство предполагает, что все желающие рассказывают о реальных событиях, произошедших в их жизни, делятся впечатлениями от увиденного на выставке, а затем наблюдают, как эти рассказы воплощаются в сценическое действие. В итоге рождаются "истории из картин и изобретений".




ОРГАНИЗАТОРЫ ВЫСТАВКИ



ГАУК г. Москвы "Усадьба Воронцово" ("Воронцовский парк") стал символическим местом проведения выставки. Имение хранит в себе богатое культурное наследство: на данный момент усадьба Воронцово – это уникальный памятник садово-паркового искусства и архитектуры, охраняемый государством. На этой территории находятся бывшие усадебные строения, каскад прудов, дубовая роща, Итальянский и Китайский сад, а основной комплекс ее построек и садово-парковый ансамбль относятся к XVIII-XIX векам.


В организации выставки основное участие принял Международный институт новых образовательных технологий (МИНОТ) РГГУ. Институт занимается разработкой и внедрением в учебный процесс новых образовательных информационных, коммуникационных и аудиовизуальных технологий. В рамках своей деятельности сотрудники МИНОТ РГГУ создали музей-мастерскую "3Da Vinci", которая является одним из крупнейших собраний воссозданных 3D-моделей изобретений Леонардо да Винчи, наполнена интерактивными объектами, технологиями дополненной и виртуальной реальности. Каждый из экспонатов нового музея, реальный и виртуальный, представляют собой органичный сплав науки, искусства и высоких технологий. Среди экземпляров в музее-мастерской представлены средневековые машины, голографические визуальные объекты, "парящие" в пространстве, аэродинамическая машина, орнитоптер и прообраз современного вертолета, копии набросков Леонардо из Атлантического кодекса, мортиры, стреляющие разрывными ядрами, многоствольные пушки залпового огня, машины для разрушения укреплений и даже танк, в его почти современном виде.


Музыка Тиграна Джагера, посвященная Леонардо да Винчи, также звучит в этом музее, венчая путь по лестнице такого необычного пространства.

Публикации о Тигране Джагере в СМИ и на различных информационных платформах.

СМИ:


Порталы:


Публикации в различных социальных сетях:

Telegram:

Городская газета «Мой район»: Чертаново СеверноеЧертаново Южное; Чертаново ЦентральноеОрехово-Борисово Северное; Бирюлёво Восточное; Бирюлёво Западное; Братеево;  Нагатино-Садовники; Даниловский; Москворечье-Сабурово; Донской; Нагорный; Нагатинский ЗатонЦарицыно; Зябликово; Орехово-Борисово Южное; Обручевский; Гагаринский; Коньково; Черёмушки; Академический; Ясенево; Котловка; Ломоносовский; Зюзино; Северное Бутово; Тёплый Стан

«ВКонтакте»

«Одноклассники»


25 просмотров
bottom of page